Новосибирская областная организация Всероссийского общества инвалидов



8 (383) 222 21 15  88006002018
г. Новосибирск ул. Кирова, 76

История №36

Гражданка Ю. обратилась в районный суд с иском в интересах несовершеннолетнего С., к Администрации города, требуя обязать ответчика предоставить С., вне очереди жилое помещение по договору социального найма жилого помещения, находящееся черте города , отвечающее установленным требованиям, учетной площадью не менее 15 кв.м.

В обоснование требований указано, что С., является ребенком – инвалидом , что подтверждается справкой и ему установлена ЕДВ по категории «Дети – инвалиды » в связи с имеющимся у него хроническим заболеванием, которое попадает под действие постановления Правительства РФ от 16.06.2006 г. № 378 п. 3 «Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире». В мае 2018 г. Ю. обратилась с заявлением на имя начальника департамента правовой работы аппарата администрации о постановке на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях по договорам социального найма, состоящей из 3-х членов семьи: Ю., (мать), С.,(сын), А., (дочь). в Мае 2018 года приказом начальника департамента правовой работы аппарата Администрации принято решение о признании малоимущими и принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма Ю., проживающую по адресу: ___, составом семьи, состоящей из трех человек: Ю., (мать), С.,(сын), А., (дочь).. Учетный номер Ю. по городу – 8244.

Сын истицы С. включен в список граждан, имеющих право на внеочередное предоставление жилого помещения на основании ч. 2 ст. 52 ЖК РФ и п. 4 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ. Истица с детьми зарегистрирована по адресу: ___. Указанный дом является одноквартирным, однокомнатным, неблагоустроенным, в котором зарегистрировано 6 человек. В июне 2018 г. истица обратился к ответчику с заявлением о предоставлении во внеочередном порядке жилого помещения и сообщении учетного номера очереди, в которой состоит ее сын. В июле 2018 г. истицей был получен ответ о том, что учетный номер семьи по городу – №, а С. включен в список граждан, имеющих право на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма под номером – № 325. В июле 2018 г. истица снова обратилась к ответчику с заявлением о предоставлении жилого помещения во внеочередном порядке, на которое был получен отказ в форме ответа на обращение.

В судебном заседании истица Ю. заявленные требования поддержала в полном объеме, просила удовлетворить их по основаниям, изложенным в иске.

Представитель ответчика Администрации города Н., действующая на основании доверенности, в судебном заседании просила отказать в удовлетворении исковых требований Ю. по основаниям, изложенным в письменных возражениях на исковое заявление. Суду объяснила, что обеспечение жилыми помещениями граждан, страдающих тяжелыми хроническими заболеваниями, не относится к полномочиям администрации города. Возложение на администрацию города, не обеспеченную средствами соответствующего бюджета, указанной обязанности, влечет причинение убытков бюджету.

Представитель третьего лица Правительства Иркутской области С., уведомленная о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явилась, обратилась с ходатайством о рассмотрении дела без ее участия, представила в материалы дела письменные возражения, в которых указала, что обеспечением жильем граждан, страдающих тяжелыми хроническими заболеваниями, относится к полномочиям органов местного самоуправления.

Третье лицо Министерство социального развития области, уведомленное о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание своих представителей не направило, о причинах их неявки суд в известность не поставило, письменных возражений относительно исковых требований в материалы дела не представило.

Выслушав участников процесса, исследовав и оценив все представленные по делу письменные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующим выводам.

Согласно ст. 15 Конституции РФ Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории РФ. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы.

В соответствии со ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Данный конституционный принцип выражается в трех юридических возможностях: стабильное, устойчивое, постоянное пользование жилым помещением во всех разновидностях жилищного фонда; улучшение жилищных условий в домах всех разновидностей жилищного фонда; обеспечение здоровой среды обитания, жилой среды, достойной цивилизованного человека (последнее вытекает из норм международного права).

В соответствии со ст. 72 Конституции РФ жилищное законодательство находится в совместном ведении РФ и субъектов РФ.

В соответствии со ст. 10, 13, 14 ЖК РФ жилищные права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными правовыми актами, а также из действий участников жилищных отношений, которые хотя и не предусмотрены такими актами, но в силу общих начал и смысла жилищного законодательства порождают жилищные права и обязанности. К полномочиям органов государственной власти субъекта РФ в области жилищных отношений относятся определение порядка ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. К полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.

На момент рассмотрения данного гражданского дела спорные отношения регулируются Жилищным кодексом Российской Федерации (далее по тексту ЖК РФ).

В соответствии со ст. 5 ФЗ РФ от 29.12.2004 г. № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие ЖК РФ, ЖК РФ применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом.

Пунктом 1 ст. 6 ФЗ РФ от 29.12.2004г. № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного Кодекса РФ» установлено, что с 01.03.2005 года принятие на учет граждан в целях последующего предоставления им по договорам социального найма жилых помещений в государственном или муниципальном жилищном фонде осуществляется по основаниям и в порядке, которые предусмотрены ЖК РФ.

В соответствии с ч. 4 ст. 49 ЖК РФ категориям граждан, указанным в ч. 3 настоящей статьи, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.

Согласно п. 4 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается Правительством РФ.

Постановлением Правительства РФ от 16.06.2006г. № 378 «Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире» во исполнение ст. 51 ЖК РФ утвержден Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, где указаны хронические и затяжные психические расстройства с тяжелыми стойкими или часто обостряющимися болезненными проявлениями.

Согласно части 1 ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности, исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных ч. 2 указанной статьи случаев.

Между тем для отдельных категорий граждан законодатель предусмотрел возможность предоставления жилого помещения по договорам социального найма во внеочередном порядке.

В соответствии с ч. 3 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном п. 4 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ.

Судом установлено, что сын истицы - несовершеннолетний С., страдает заболеванием, которое включено в Перечень, установленный Постановлением Правительства РФ от «Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире», что подтверждается выпиской из протокола психоневрологический диспансера.

Согласно справке серии МСЭ-2015 №, несовершеннолетнему С., была установлена группа инвалидности – категория «ребенок – инвалид ».

Справкой УПФ РФ (ГУ) подтверждается, что С. является получателем пенсии по инвалидности .

Как усматривается из справки отдела адресно – справочной работы УВМ ГУ МВД России по _____, несовершеннолетний С., зарегистрирован по адресу: ___.

Указанный жилой дом принадлежит на праве собственности сестре истицы Е., что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии ___, выданным Управлением Федеральной регистрационной службы по ___.

Из пояснений истицы Ю. в судебном заседании следует, что на момент рассмотрения спора, в связи с имеющимся у ее сына хроническим заболеванием, она вынуждена была выехать из жилого дома, принадлежащего ее сестре, и снять отдельное жилое помещение, заключив договор коммерческого найма.

По условиям представленного истицей в материалы дела договора найма жилого помещения, заключенного между (наймодатель) и Ю. (наниматель), наймодатель предоставляет нанимателю помещение, состоящее из 1 комнаты, расположенное по адресу: ___, за плату, во временное пользование в целях проживания (п. 1.1).

Доводы ответчика о том, что исполнение обязанности по предоставлению гражданам, имеющим заболевания, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, не относится к полномочиям органов местного самоуправления, основаны на неверном толковании положений действующего законодательства.

В соответствии со ст. 17 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалиды и семьи, имеющие детей - инвалидов , нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Таким образом, несовершеннолетнему С. может быть предоставлено жилое помещение по договору социального найма общей площадью не менее 15,0 кв.м.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 27.07.1996 г. № 901 «О предоставлении льгот инвалидам и семьям, имеющим детей – инвалидов , по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг», предоставление инвалиду жилого помещения в домах государственного или муниципального жилищного фонда осуществляется с учетом его права на дополнительную жилую площадь.

На основании ч. 2 ст. 58 ЖК РФ жилое помещение по договору социального найма может быть предоставлено общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека, но не более чем в два раза, если такое жилое помещение представляет собой одну комнату или однокомнатную квартиру, либо предназначено для вселения гражданина, страдающего одной из тяжелых форм хронических заболеваний, указанных в предусмотренном п. 4 ч. 1 ст. 51 настоящего Кодекса перечне.

Вместе с тем, доказательств наличия у несовершеннолетнего С., права на дополнительную площадь, в материалы дела не представлено, несмотря на то, что обязанность по доказыванию данного обстоятельства истице была разъяснена судом.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Ю., действующей в интересах несовершеннолетнего С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, – удовлетворить частично.

Возложить обязанность на Администрацию города предоставить С., вне очереди жилое помещение по договору социального найма жилого помещения, отвечающее установленным требованиям, площадью не менее 15 кв.м.

В части требований по предоставлению жилого помещения большей площадью – отказать.

8 (383) 222 21 15
Новосибирская областная организация Всероссийского общества инвалидов



Настройки шрифта
Выберите шрифт:
Без засечек С засечками
Интервал между буквами (Кернинг):
Стандартный Средний Большой